Развитие образования в Азейборжане
Особняком в этой истории стоит имя Абуль Гасан Бахманьяра (известна только дата его смерти - 1065 г.), одного из ранних представителей педагогической мысли, причем одного из последних огнепоклонников. Ученик выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (980-1037) в своих философских трактатах «Познание», «Радость и счастье» и многих других противопоставляет ум и знания - богатству и роскоши. Развивая этические мысли древнегреческих философов, он учит своих последователей формированию у подрастающего поколения гуманистических идей, понимания сути подлинного счастья в доброте и уважении к окружающим. Одна из основных идей его философии - проверка истинности того или иного положения на практике. Применительно к воспитанию подрастающего поколения - эта идея означает, что только те знания и нравственные максимы необходимы человеку, которые могут быть реализованы на практике и могут способствовать его умственному и нравственному' развитию. Чтение, письмо, арифметика, позднее естественные науки, искусство - таков круг знаний, которые, по мнению Бахманьяра, должны быть доступны каждому молодому человеку.
Такие выдающиеся мыслители азербайджанского средневековья, как Катран Тебризи (1010-1080), Низами Гянджеви (1141-1209), Наси-реддин Туей (1201-1274), Имамеддин Насими (1369-1417), Шах Исма-ил Хатаи (1487-1524), Мухаммед Физули (1498-1556), Саиб Тебизи (1601-1676) и другие в своих трактатах и стихах ставили и решали проблемы воспитания подрастающего поколения.
Многие из них были признанными преподавателями медресе и академий. Владея азербайджанским, арабским и фарсидским языками, они путешествовали по Ближнему и Среднему Востоку, учились в разных городах у известных ученых и, совершенствуя свои знания, учили своих учеников.