Развитие образования в Азейборжане
Таким образом, можно отметить, что педагогическая мысль всех выдающихся философов Азербайджана значительно опережала существующую в период их жизни школьную практику, скудную и по содержанию образования и по методам обучения. Широкий спектр предметов, которые должны изучаться в школах, о которых писали ученые того времени, не был представлен в расписаниях ни мектебе, ни медресе. Рекомендации и пожелания о том, как и чему следует учить, кого и как воспитывать, отражают фактически пожелания на будущее, критику существующей практики обучения и воспитания подрастающего поколения.
Мыслители прошлого приоритетными считали вопросы воспитания, а затем рассматривали проблемы образования и обучения. В этом существенное отличие педагогики стран Востока, в том числе и Азербайджана от педагогики стран Запада, где главным всегда считался уровень образования.
И, наконец, если в практике существовавших тогда на территории Азербайджана мектебе и медресе большое внимание уделялось религиозному воспитанию, чтение Корана занимало львиную долю учебного времени во всех учебных заведениях - то в педагогических трактатах и дидактических стихах мыслителей религии не отводится ведущая роль, при этом ее задачи многообразны. Преимущество в образовании и даже воспитании отдается полезным знаниям, которые должны сделать человека счастливым для земной жизни.
Эпоха Просвещения в Азербайджане, как и в других странах мира, отмечена повышенным внимание к образованию, к созданию государственной системы школьного дела, вниманием к подготовке учителей. Новый период в истории педагогики был преемником прогрессивного наследия предшествующих веков, вместе с тем резко от них отличался. Отличия были обусловлены изменениями в социально-экономическом статусе страны, переходящем от феодализма на капиталистические рельсы развития. Все эти события совпали с разделом Азербайджана между Россией и Ираном.