Развитие образования в Азейборжане
Однако эти школы были недоступны детям азербайджанского народа. Начиная с древних времен источником их нравственного воспитания была народная педагогика.
Народная педагогика вобрала в себя опыт, который складывался на протяжении многих веков, передавался от поколения к поколению, сохранялся в обобщенном виде в традициях, обычаях, ритуалах, играх, фольклоре. Закрепляя сложившиеся традиции, народная педагогика проявлялась в моральных законах и обычаях, передаваемых устно, а позднее - и письменно.
Педагогическая мысль выражалась в стихах, звучала в больших литературных и философских произведениях. Вопросы воспитания превалировали над проблемами обучения. Обычно стихи носили обобщенное название «Отец - сыну» и были обращены к собирательным образам родителя и ребенка. Нравственные назидания в них перемежались примерами из жизни и изречениями из священных книг, главным образом, из Корана, что свидетельствует о теснейшей связи и взаимопроникновении народной педагогики и религиозных нравственных максим.
Ценнейшим источником народной педагогики является, например, героический эпос «Книга моего деда Коркута» («Китаби деде Коркут»). Это запись и письменная обработка эпических рассказов и песен эпохи средневековья. Эти рассказы, или былины, создавались в разное время и разными сказителями частично на территории Средней Азии, в низовьях Сыр-Дарьи (IX-X вв.) и соседних районах Малой Азии (XI-XV вв.). Эпос интересен и ценен тем, что он дает представление о жизни, нравственных нормах и традициях огромного региона. Например, подробно описываются люди того времени: они были высокими, физически сильными; мужчина «мог вырвать дерево с корнем и положить его себе на спину; даж£ сон овладевал богатырем на семь суток...» Однако они отличались не только физической силой, но и высокой нравственностью: «...при всем могуществе богатырей лучшим считался тот, кто, совершая подвиги, не гордился ими, а хвалил других.»