Развитие образования в Азейборжане
Учителями были жрецы. Детей младшего возраста они обучали методом показа, рассказа, беседы, повтора вслух вслед за учителем. Кроме того, детей обучали сельскохозяйственным навыкам, например, сажать деревья, участвовать в сборе урожая.
В III в. до н.э. Азербайджан был завоеван сасанидами и до конца V в. оставался под их властью. Это был период развития феодальных отношений. Развивались крупные города - Дербент, Ширван, Шеки, Барда, Тебриз, Гянджа, Нахичевань и др.
В сасанидских владениях население делилось на четыре сословия: жрецов, воинов, писцов и прислужников. К писцам относились составители документов и записей, писатели, учетчики, юристы, географы, астрологи и учителя. Первые три сословия должны были быть образованными. В те времена в Иране и Туркестане были широко распространены школы первоначальной грамоты под названием «дебиристан», возникшие по образцу буддийских школ в соседней Индии. В дебиристанах обучение велось на среднеперсидском языке, который распространился в Азербайджане в начале нашей эры.
В Азербайджане уже в V в. нашей эры существовали обычные школы, в которых детей обучали чтению и письму, причем на родном языке и не только в городе, но и в селах. Это образование сохранилось до завоевания Азербайджана Арабским халифатом в VII в. после упорной и отчаянной борьбы. С этого времени и до начала XIX столетия приоритетом в воспитании детей и молодежи было насаждение ислама. Известно, что в VI в. в Центральной Аравии сложился союз племен на основе единобожия, и их предводитель Мухаммед (570-632) встал на путь джихада -покорения языческих племен и принуждения их к принятию ислама. Он объединил большую часть Аравии, дошел до Китая на востоке и до Атлантики на западе. На завоеванной территории создавалась гигантская империя - арабский халифат, в состав которого вошел и Азербайджан.
Начальные школы в Азербайджане чаще всего создавались при мечетях. Ислам держал народ в повиновении и покорности. Предметами обучения стали арабский язык, Коран, который читали и заучивали наизусть. Тот, кто знал текст Корана наизусть, считался успешно окончившим школу.