Развитие образования в Азейборжане
В развитии педагогической мысли в Азербайджане большую роль сыграли учительские съезды, на которых обсуждались актуальные проблемы внедрения в школьную практику новых методов обучения, формирования нового содержания образования, критический анализ школьного дела. На I съезде учителей (1905) было принято решение о расширении сети школ нового типа, о введении преподавания на родном языке, о составе новых учебников по родному языку и др. Обращалось внимание на необходимость усвоения достижений русской педагогической мысли. Наряду с обязательным обучением на родном языке съезд принял решение о введении всеобщего обязательного и бесплатного начального образования и о введении уроков труда в сельской местности.
На II съезде (1907) был обсужден проект нового азербайджанского алфавита в целях замены арабского азербайджанским. Однако реакционное крыло съезда отменило это решение, обосновав это тем, что «изменение алфавита - дело всего мусульманского мира».
Несмотря на все эти и иные виды деятельности накануне революции и установления советской власти в Азербайджане 90% населения оставалось неграмотным.
В 1918 г. была провозглашена независимость Азербайджана и пришедшее к власти народно-демократическое правительство в числе первоначальных задач по укреплению национальной государственности наметило ряд мер по развитию национальной системы образования. Была опубликована декларация, согласно которой в стране было введено бесплатное всеобщее обучение на родном языке, школа была отделена от мечети. Был создан специальный совет по изданию учебников и программ для новой школы - были реализованы мечты прогрессивных мыслителей и педагогов прошлого.
Однако все эти начинания были прерваны, когда в августе того же года с помощью английских интервентов власть была захвачена контрреволюционным правительством националистов. Оно немедленно восстановило преподавание Корана в школе, отменило обязательное и бесплатное образование.