Развитие образования в Азейборжане
Кроме того, он учил взрослых и детей законам чести, совести, преданности слову, любви к своей земле и предкам: «Доблесть - дороже богатства». Красной нитью проходят по всей книге мысли о воспитании, которые повторялись и в последующие века: «В присутствии ребенка -не злословь...»; «Не наказывай ребенка при посторонних - вырастет невоспитанным...» и др. Проповедуется не только любовь, но и требовательность. Например, утверждается, что мальчик должен был сам заработать себе имя собственной храбростью и мужеством. Правда, «первое счастливое имя» давалось новорожденному почетным или знатным гостем, шаманом, а позднее, когда был принят ислам, - муллой или дервишем. /
С тех древних времен пришли и прочно вошли в сознание азербайджанского народа мудрые пословицы и поговорки. «Понимающий понимает, знающий знает. И тот и другой добивается желаемого»; «Невежа подобен больному. Больной, который не лечится, умирает. Незнающий - ищи свое лекарство в знании»; «Все силы свои, все дела и помыслы посвяти овладению знаниями. Все время, которым ты можешь располагать - посвяти знаниям...»; «Все добро человека - от его знаний»; «Знания человеку друг, а богатство - враг»; «Учись, а знания придут позже»; «Учиться не стыдно»; «Самая большая милостыня - поделиться знаниями».
Народная педагогика в Азербайджане на протяжении веков - более значимый фактор воспитания, чем народная педагогика в странах Европы. Воспитанное на народной мудрости поколение использовало эту мудрость и для воспитания своих детей. Демократические и прогрессивные идеи народной педагогики стали истоком прогрессивной педагогической мысли в последующие века, а также основой педагогики как науки. Народная педагогика оказала влияние на мировоззрение таких выдающихся представителей педагогической мысли, как Низами Гянджеви, Абхади Марагеи, Мухаммед Физули и многих других.