Развитие образования в Азейборжане
В начале XIX столетия (1813-1816) северная часть Азербайджана вошла в состав России. Южный Азербайджан остался в составе Ирана.
Вхождение Азербайджана в состав России двояко сказалось на его культурном развитии, в том числе и на образовании. С одной стороны, азербайджанская культура и образование испытали на себе прогрессивное влияние русской передовой общественной демократической мысли, которая, в свою очередь, сыграла значительную роль и в ознакомлении представителей азербайджанской культуры с достижениями культуры Западной Европы. С другой стороны, царизм с его колониальной политикой пытался подавить покоренные народы, духовно отсечь от них прошлую национальную культуру, язык, религиозно и этнически ассимилировать их.
Хотя ислам продолжал играть существенную роль в воспитании и образовании, в сферу образования стали проникать прогрессивные педагогические идеи, стала подчеркиваться роль образования в формировании нравственных качеств личности, востребованной новыми социальными условиями. Демократическая интеллигенция требовала создания светских школ нового типа, резко критиковала мектебы и медресе, ратовала за обучение на родном языке, введение нового алфавита, специальной подготовки учителей, а также за образование женщин.
В ответ на эти и иные требования времени уже в первые годы присоединения Азербайджана к России стала складываться новая система школьного образования. Дополнительно к.мектебам и медресе стали открываться уездные начальные училища и так называемые мусульманские школы для народа, в которых обучение велось на родном языке. Открывались также уездные школы с обучением на русском языке. В Баку в 1896 г. появилось первое механико-технологическое училище для подготовки рабочих кадров.