Развитие образования в Азейборжане
Какие же новые принципы легли в основу государственной школьной политики независимого Азербайджана? Это прежде всего - сочетание национальных и общечеловеческих ценностей. Это - обеспечение непрерывного характера, многообразия ее уровней и форм. Это гибкость структуры и содержания образования, демократическое управление сферой образования. Особое внимание было обращено на академические свободы высших учебных заведений. Далее было необходимо исключать государственную монополию на образование и тем самым обеспечить права личности на получение альтернативного образования в негосударственных средних и высших учебных заведениях, их независимость от общественно-политических организаций и партий.
В настоящее время принята государственная программа по реформированию образования. В проекте этой программы предусмотрено проведение реформы в области содержания образования и его структуры, намечены новые механизмы финансирования образования, предусматривающие привлечение внебюджетных средств и других источников финансирования.
Как уже отмечалось выше, образование в Азербайджане в советское время также, как и в других республиках СССР, было строго централизовано. В результате сегодня стране не хватает журналистов-международников, политологов, экономистов-международников, правоведов и других специалистов обществоведческого профиля. В связи с этим за последние годы расширена подготовка специалистов по этим специальностям, без которых невозможно обеспечить нормальное развитие любого государства.
Рыночные отношения, коренные изменения в экономике и ее инфраструктуре, уменьшение роли крупных и увеличение значимости в экономике средних и малых предприятий требует за меньшие затраты и более краткие сроки осуществлять подготовку и переподготовку специалистов, отвечающих потребностям рынка. Все эти социально-экономические требования сказались на работе всех звеньев народного образования.
В числе новых веяний в сфере образования современного Азербайджана следует отметить его открытость международным связям. Министерство образования включается в различные образовательные программы ЮНЕСКО, Европейского сообщества, Британского совета и немецких организаций. Эти связи нацелены на то, чтобы учитывать опыт других стран в создании новых программ, методик, учебников.