Развитие образования в Азейборжане
Поэт, философ, мыслитель начала XIII в., азербайджанец Авхади Марагеи (1274-1338) - типичный представитель дидактических стихов, целиком посвященных формированию нравственных черт личности, знаток арабского и персидского языков, много путешествовал по Азербайджану, по арабским и персидским землям. Для истории педагогики представляет интерес его специальный педагогический труд «Джами-Джам» (1333) - ода науке, знанию, придающем человеку силу и отвагу. Наука — это то, что делает человека человеком. Вопросы воспитания молодого человека освещаются в таких разделах трактата, как «Об изучении наук и чести ученых», «О воспитании», «Влияние воспитания и плоды своеволия», «О честности», «О мудрости», «Несколько слов путем наставления», «О предохранении дитяти от злых людей» и других.
В эпоху средневековья азербайджанские поэты и ученые писали на фарсидском и арабском языках. Первым, кто написал свой педагогический труд на азербайджанском языке и провозгласил этот язык государственным, был Шах Исмаил Хатаи (1487-1524) - поэт и видный государственный деятель. Глубоко образованный человек, знающий арабский и фарсидский языки, он был провозглашен шахом и основал в 1501 г. государство Сефевидов со столицей в Тебризе. Тогда он и провозгласил азербайджанский язык государственным языком взамен фар-сидского. Он писал труды на азербайджанском языке. Многое было сделано им для просвещения, обогащения азербайджанского языка. Его воспитательно-дидактическая поэма «Насихат-наме» («Книга наставления») воспевала благородство, мужество, честность, преданность родине.
Мухаммед Ибн Сулейман Физули (1494-1556) - поэт, мыслитель совершенствовал свое образование у известных ученых и литераторов. Вопросы семейного воспитания, отношения между поколениями, содержание образования в зависимости от возрастных особенностей, методы обучения - таков неполный круг вопросов, которых касался Физули в своих произведениях. Он считал, что долг религии — это прежде всего защита униженных от посягательств сильных мира. Многие стихи и высказывания Физули до наших дней являются любимыми в народе, так же как и его педагогические наставления. Отношения Физули к религии - типично для всех азербайджанских поэтов и мыслителей его времени. В них нет фанатизма.