Развитие образования в Азейборжане
Серьезнейшей проблемой, которая стоит сегодня перед народным образованием, является организация обучения и воспитания детей беженцев из захваченных Арменией Нагорного Карабаха и прилежащих районов (более 20% территории Азербайджана). Из захваченных районов бежали вместе со взрослыми (около одного миллиона человек) 100 000 учеников, 12 000 учителей, были покинуты 616 общеобразовательных школ, 242 дошкольных учреждения, профтехшколы, техникумы и одно высшее учебное заведение. Ныне в местах проживания беженцев, в палаточных городках, с помощью государственных органов и общественных организаций создано более 600 общеобразовательных школ, в которых обучаются около 90 000 школьников, и 33 дошкольных учреждения, которые посещают 1 500 детей.
В республике достаточное число русских школ, количество учащихся в них после того, как президентом республики в 1994 г. был избран Гейдар Алиев, заметно увеличилось.
Образование носит светский характер, но вместе с тем в таких предметах, как литература, география и другие гуманитарные предметы около 130 тем посвящены ценностям Ислама. Следует особо отметить, что правительство республики всячески сопротивляется попыткам религиозных организаций активно включиться в учебно-воспитательный процесс молодого поколения.
Какие проблемы стоят сегодня перед народным образованием страны? Прежде всего - не растерять положительный опыт, накопленный в советский период: возможность получать полноценное образование всем детям независимо от их социального и материального положения их родителей. Одна из опасностей сегодняшнего времени: дети неимущих родителей в условиях рыночной экономики могут потерять возможность учиться, что нарушает статью 42 Конституции.