Развитие образования в Азейборжане
В средневековом медресе изучались не только религиозные науки, но и такие науки, как естествознание, логика, философия, математика. Знания, полученные в медресе, за редким исключением, в повседневной жизни не применялись. Они использовались в диспутах, организуемых во дворцах между учеными и поэтами.
В мировой историко-педагогической науке существует стереотип, согласно которому молодое поколение в восточных странах, включая и Азербайджан, обучалось только религии, стереотип, который опровергается при рассмотрении школьного образования в эпоху средневековья.
В XVII-XVIII вв. Азербайджан оказался ареной войн между шахским Ираном и султанской Турцией. В результате опустошительной войны страна была разорена, ученые покидали медресе. Завоеватели увозили из Азербайджана ремесленников, ученых, вывозили книжное богатство страны. Но даже не это было главным: Азербайджан считался страной шиитского толка, а султанская Турция - суннитской1. Пропаганда этих догматов ислама отрицательно сказывалась на учебно-воспитательной работе медресе: менялось направление содержания образования. Не только религиозное образование, но и преподавание иных дисциплин наполнялось новым содержанием. Постепенно в условиях османской империи медресе в Азербайджане стали готовить исключительно духовенство с определенным направлением в суннитство.
Как известно, средние века на Востоке были отмечены бурным развитием философской мысли. Педагогика как самостоятельная наука еще не отделилась от философии также, как психология и другие науки о человеке. Содержательное богатство философии несло максимальную дидактическую нагрузку. История педагогической мысли Азербайджана -свидетельство этого богатства и этой дидактической направленности.