Развитие образования в Азейборжане
Эпоха феодализма в Азербайджане длилась 15 столетий — с III по XVIII вв. В этот период феодальные отношения зародились, достигли своего расцвета и распались. Основные события этого времени - это проникновение христианства на север Азербайджана, присоединение многих новых племен, борьба народа против нашествия арабов, монголов и иных соседних народов, пытавшихся закабалить азербайджанский народ, и, наконец, как одно из основных событий — это утверждение ислама. К началу XVIII в. завершается формирование азербайджанского народа и его языка.
На этом сложном историческом фоне шел процесс становления школьного образования и развития педагогической мысли азербайджанского народа.
Принятие ислама в 932 г. совпало со временем перехода от родоплеменного строя к раннему феодализму, к развитию ремесел и появлению первых городов, между которыми завязывалась торговля. Историки отмечают, что азербайджанцам не трудно было принять новую религию, поскольку их обычаи и традиции соответствовали учению ислама. Воспитательные суры Корана фактически отражали сложившиеся веками в народной педагогике нравственные сентенции: помогать бедным, вдовам, сиротам, почитать старших, стремиться к знаниям.
К XII в. в Азербайджане сформировалась в основном мусульманская система образования: мектебы - школы начального образования; медресе - школы, дающие среднее образование, а некоторые - и высшее. Кроме того, существовали так называемые ханеги, где наставник-богослов, принадлежавший к той или иной мусульманской секте, обучал своих приверженцев и впоследствии направлял их в разные страны для пропаганды своего учения.