Развитие образования в Азейборжане
Для учащихся в мектебах обязательным было овладение элементарной арабской грамотой и знание наизусть Корана. Твердых учебных планов мектебы не имели. Содержание образования определялось создателями этих школ. Кроме арабской грамоты, Корана и фарсидского языка, изучалась история, арифметика и каллиграфия. Один мулла обучал не более 10-15 человек. В Азербайджане популярным и были дидактические произведения на фарсидском языке Саади (1210-1292) «Гули-стан» («Сад роз»), написанный в 1258 г. «Бустан» («Огород») по книгам поэта и ученого Шейх Бахаддина «Нан-у-халва» («Хлеб и халва»). Книги, по которым учились в мектебах, не отражали повседневную жизнь людей, их интересы, стремления.
Обучение письму преследовало утилитарные цели - дать навыки, необходимые для ведения счетных книг, делопроизводства, торговли, составления простых и сложных деловых бумаг, писем и т.д.
Начиная с XIII и особенно с XV-XVI вв. появляются литературные произведения на азербайджанском языке, например, знаменитая поэма Мухаммеда Физули «Лейла и Меджнун», которая в XVI в. вошла в программы. В учебные планы была включена переведенная на многие языки мира, в том числе и на азербайджанский в 1809 г., индийская классика «Калила и Димна». В некоторых мектебах обучали арифметике по рукописным учебникам, например, по книге, которую в начале XVII в. написал Шейх Бахааддин Амили. В ней излагались понятия о числах, о четырех арифметических действиях, о дробях.
Содержание образования в медресе было более обстоятельным: грамматика арабского языка, литературные произведения на фарсидском языке, медицина, математика, астрология и другие предметы. При помощи арабского и фарсидского языков средневековые ученые Азербайджана знакомились с восточной и древнегреческой культурой. В медресе Тебриза и Шамахи большое место занимало изучение философских произведений.