Развитие образования в Азейборжане
Поскольку массовая школа в Азербайджане появилась фактически только в условиях советской власти, важнейшим направлением педагогических исследований была разработка учебников и учебно-методической литературы на родном языке. Эта работа оказалась возможной благодаря переходу к обучению на родном языке. Проблемы дидактики, планирования и организации народного образования, истории народного образования, работа с трудновоспитуемыми детьми - таков далеко не полный перечень проблем, которые впервые приходилось решать ученым республики, вставшей на путь образования всего подрастающего поколения. Их усилиями подготовлено 111 учебников, 70 методических к ним руководств, а также написаны труды по идейно-политическому, военно-патриотическому, коллективистскому воспитанию молодого поколения - в духе требований времени. Все эти проблемы решались поколением научных исследователей, азербайджанцев, которые обобщали передовой опыт и азербайджанских школ и школ Российской Федерации. В составе Академии педагогических наук СССР работали десятки азербайджанских ученых, труды которых становились достоянием учителей и ученых педагогов всего Советского Союза.
Одной из значительных ценностей, доставшихся Азербайджану в наследство из советского времени, является развитая система образования, традиция ее совершенствования, а также система государственной опеки над ней. Вместе с тем жесткая централизация в системе образования привела к значительным издержкам в области изучения национального языка, национальной истории и литературы. Серьезные недостатки имели место в подготовке кадров. В республике не готовились, например, специалисты-международники, без которых невозможно развитие любого независимого государства. В целом не было концепции образования, опирающейся на национальные особенности народа, были нарушены принципы равноправия в школьном обучении представителей различных национальностей. Не был оправдан поспешный перевод азербайджанской письменности на русскую графику, что осложняло учебный процесс, особенно в сельских районах. Народ был искусственно оторван от возможности изучения национально-исторического культурного наследия. Большие потери понесло образование в результате сталинских репрессий.