Становление и развитие идеи профильной дифференциации
В значительной степени поиски тех лет были направлены на построение организационной модели не столько профильной, сколько уровневой дифференциации . В те годы даже крупнейшим отечественным педагогам, таким, как П.П. Блонский, не было в достаточной степени ясно, что профильная дифференциация позволяет одновременно решить и проблему уровневой дифференциации, поскольку естественным образом дифференцирует уровень требований по профильным и непрофильным (базовым) дисциплинам. Вероятно, именно подмена «сильной» профильной дифференциации – «слабой» и односторонней уровневой стала одной из причин недостаточного качества обучения в школе 1920-х гг. Однако именно в те годы в образовательной практике намечаются отдельные подходы, которые станут характерными для более позднего периода развития советской школы. Так, в 1920-е гг. в нашей стране были созданы отдельные школы с административно-управленческим уклоном, в которых учащихся готовили к канцелярской деятельности .
В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР принимают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. С этого момента идея профильной дифференциации (равно как и другие формы индивидуализации обучения) в отечественной педагогической науке и практике оказывается невостребованной, и её разработка в отечественной теории и практике приостанавливается более чем на два десятилетия. С середины 1930-х до конца 1950-х гг. организованное изучение дополнительного материала проводилось, как правило, в качестве элемента досуга, т. е. в рамках кружковой работы в школе и во внешкольных учреждениях и в любом случае – во внеучебное время. Эта деятельность не требовала пересмотра действующих школьных программ и учебных планов.