Становление и развитие идеи профильной дифференциации
В рамках профессионального обучения на базе 12-летней американской школы (три последних года) различают три вида программ: программы профессионального направления (подготовка по определённой профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры); программы общего направления (для тех, кто не стремится поступать в вуз, но и не намерен сразу после школы приступить к профессиональной деятельности); программы академического направления (в рамках которых осуществляется подготовка для продолжения обучения в вузах). Эти виды программ получили название профилей. При этом профессиональный профиль состоит из разных подпрофилей: сельскохозяйственного, сферы услуг, торгового, промышленного и др. Обучение состоит из обязательных и элективных курсов, причём крупные школы предлагают на выбор более 200 элективов.
Помощь в выборе профильного обучения оказывают советники по профориентации, их предназначение – показать связь между учёбой и будущей профессией; помочь школьникам раскрыть и развить свои способности и определиться в профессии. Эти советники – во многом аналоги британских и отчасти современных российских тьюторов.
Не все 12-летние общеобразовательные школы даже в богатых США располагают необходимой материально-технической базой, оборудованием, преподавателями. Для решения этой проблемы создаются кооперативные профессиональные школ для учащихся нескольких 12-летних школ. В кооперативных школах первого типа все программы XI-XII классов изучаются полностью. Кроме лабораторных занятий и обучения в мастерских, проводятся аудиторные занятия по общеобразовательным предметам. Второй тип отличается тем, что общеобразовательные предметы изучаются в обычной школе, а для изучения специальных предметов учащихся ежедневно привозят в кооперативное учебное заведение .
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования.