Становление и развитие идеи профильной дифференциации
Лишь в 1979 г. были приняты учебные планы и программы школ с углублённым изучением отдельных предметов, где профилирующим дисциплинам было отведено соответствующее место в общей системе учебных курсов.
К концу 1980-х гг. по итогам 25-летнего периода работы отечественных спецшкол выявились вопросы и проблемы, которые потребовали решения на высоком уровне. Во-первых, стало ясно, что разрыв принадлежности различным министерствам и отсутствие единого руководства университета и школы приводит к возникновению различных организационных проблем. Во-вторых, понадобилось более четко определить систему отбора учащихся; в третьих, уточнить основополагающие цели специализированной подготовки. В-четвертых, стало ясно, что наработанный за четверть века методический, экспериментальный и практический материал требует научной обработки и дальнейшего развития. Стало понятно, что экстенсивный путь развития общеобразовательной школы как специальной исчерпал свои ресурсы в различных смыслах: добавление учебного материала к неизменным государственным учебным планам и программам приводило к необоснованным перегрузкам учащихся, создавало проблемы как органам управления образования, так и в самих школах.
Одновременно обострилось противоречие между законодательно подтверждённым курсом на профильную дифференциацию образования в различных формах (спецшколы, факультативы) и слабым распространением последней в реальной общеобразовательной практике. По некоторым данным, в 1990 г. школы с углублённым изучением какого-либо предмета охватывали всего 1,5–2% учащихся IX-X классов, при этом их число возрастало крайне незначительно .