Становление и развитие идеи профильной дифференциации
В содержании единых образовательных программ стран Европейского Союза и образовательных программ США сделан упор на укрепление связи между образованием и рынком труда, на ориентацию молодёжи на правильный выбор будущей профессии, обеспечивающей многочисленность вариантов получения образования, соответствующих различным способностям учащихся, что представляет большой интерес для российской системы образования. C учётом особенностей системы образования в различных странах профильное обучение учащихся средних общеобразовательных школ имеет свои особенности. Так, во Франции оно осуществляется на старшей ступени обучения, в ФРГ – в старшей средней школе и выпускных классах, а также в системе «продуктивного образования», в США – начиная с младших классов средней школы и на завершающем этапе средней общеобразовательной школы; в Великобритании – начинается после трёх лет обучения в неполной средней школе, с дальнейшим распределением в разные типы школ, в зависимости от уровня академической подготовки школьников; в Швеции и Норвегии существует система подготовки выпускников к миру труда и профессий в многопрофильной гимназии .
В результате анализа зарубежного опыта профильного обучения была получена разнообразная картина. Индивидуален, интересен, по-своему эффективен опыт каждой страны. Был проанализирован опыт не менее 40 стран, в основном Европы и Америки. Среди них Германия, Дания, Швеция, США, Канада, Франция, Италия, Англия, страны Восточной Европы, а также Китай, Япония и другие страны. Для представления в качестве весьма типичных подходов по организации профильного обучения остановимся на таких странах, как Франция, Англия, США, Польша.
Профильное обучение во Франции осуществляется в старшей школе, представленной особым типом общеобразовательного учреждения – лицеем. Лицейскому образованию предшествуют пятилетняя начальная школа и четырехлетняя средняя школа (колледж). Лицей – это завершающий этап полного среднего образования; сюда приходят учиться после окончания колледжа более 50% учащихся, ранее в него поступивших .