Становление и развитие идеи профильной дифференциации
С 1999 г. подготовка с 1-го по 6-й годы обучения осуществляется в основной общеобразовательной школе, с 7-го по 9-й годы – в трёхлетней гимназии. Далее учащихся ждёт выбор одного из четырёх вариантов: общеобразовательный лицей, профильный лицей, техникум, основная профессиональная школа. Профильный лицей – особый тип учебного заведения, обучение в котором предусматривает освоение разнообразных профилей. Для реализации профильной подготовки разработаны и утверждены БУП и программы для старшей ступени общеобразовательной школы, в которых предусмотрены два уровня освоения дисциплин: основной и углублённый. Тем самым реализуются принципы вариативного и дифференцированного образования, усиливается внимание школы к процессам вхождения выпускников в европейский рынок труда.
Обучение в профильном лицее не направлено на подготовку к конкретной специальности. В профильном лицее созданы условия для получения знаний в широкой профильной сфере, охватывающей группу профессий (это аналог современного российского понимания профиля), поступления в вуз (что также аналогично российской профильной школе) и подготовки к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности (этот компонент в российской практике профильного обучения отсутствует, однако несомненно востребован, и в этом видится необходимость изучения польского опыта).
Содержание компонентов в профильном лицее: общеобразовательный – 80%, профильный (академический + прикладной) – 20%. Каждый лицей готовит как минимум по двум профилям, из которых один академический. Число неакадемических профилей – 14 (например, «химическое исследование среды», «проектирование одежды», «транспортно-экспедиционный», «промышленно-сельскохозяйственный»).
Профильные лицеи принадлежат к одному из четырёх крупных направлений: экономико-социальному (21%), технико-технологическому (17%), художественному (9%), сельскохозяйственному (6%). Остальные 47% лицеев – общеобразовательные (академические).