Становление и развитие идеи профильной дифференциации
Однако обозначенный в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» курс на профилизацию старшей ступени школы был изначально осложнён неоднозначной трактовкой понятия «профильная школа», противоречивыми представлениями её целей и задач. Распространилось мнение о том, что профильное образование – это некая альтернатива общему образованию. Довольно типично выглядит следующее высказывание: «Главная цель профильной школы – осуществить подготовку учащегося к выбору будущей профессии и продолжению обучения в вузе» . В практике продолжали разрабатываться отборочные механизмы комплектования профильных классов, противоречащие принципу доступности образования и продолжавшие практику отечественных спецшкол 1960–1980-х гг. В качестве характерного примера может быть приведён опыт начала 2000-х гг., описанный в диссертации С.М. Макаровой и представляющий собой многоэтапную технологию отбора учащихся в профильные классы республиканского лицея-интерната (Республика Саха (Якутия)), включающую предварительный отбор, собеседование, пробные занятия в летней отборочной школе, экзамен и, наконец, педагогический консилиум о зачислении .
Наличие указанных и ряда других проблем вызвало необходимость в разработке особого документа – «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и организации на этой основе федерального эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.