Становление и развитие идеи профильной дифференциации
В московской спецшколе № 67 (ныне гимназия № 1567) с 1968 г. отрабатывались свои технологии организации профильного обучения. Распределение учащихся по профильным классам проводилось с учётом не только академической успеваемости учащегося, но и написанного им сочинения особой тематики: «Почему я поступил в «математический» класс». При этом профильные классы создавались «от учителя», т.е. «лишь в тех случаях, когда можно было обеспечить преподавание профильного предмета высококвалифицированным педагогом, мастером своего дела, имеющим собственное лицо» .
В начале 1970-х гг. в практике советской школы послевоенного периода была осуществлена первая попытка реализовать профилизацию учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов. В посёлке Зелёный Бор Кокчетавской области был создан культурно-образовательный центр. «Здесь принципиально по-новому должна была строиться образовательная деятельность. Разновозрастные группы комплекса выполняли работу по интересам, а каждый молодой человек по индивидуальному плану осваивал в этой культурной среде учебные программы. Таким образом, он мог приобщиться к теоретическим основам и практическим навыкам современной культуры и достаточно рано выбрать по склонностям и способностям профессию, получая при этом высшее образование» .
Однако наиболее массовой формой дифференцированного обучения в 1960–1980-е гг. стали факультативные курсы (введённые в 1966 г. в VIII-Х классах), по которым было подготовлено достаточное количество программ практически по всем учебным предметам. Основной задачей факультативов считалась профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка учащихся, например, по профессиям лаборанта-химика, агрохимика и др. Однако на практике всё большей популярностью пользовались факультативы академической направленности, предполагавшие углублённое изучение тех или иных разделов профильного предмета. В ряде общеобразовательных (не специализированных) школ осуществлялось своего рода «скрытое профилирование» на основе хорошо поставленных факультативных занятий. Так, в 45-й московской школе, которой руководил Л.И. Мильграм, в первой половине дня старшеклассники занимались по общей программе, а после обеда шли уроки углублённого изучения предметов по блокам дисциплин, официально оформлявшиеся как факультативные занятия .