Становление и развитие идеи профильной дифференциации
Таким образом, если французская модель профильного лицея предполагает решение относительно широких общеобразовательных и профориентационных задач, то в английском варианте эти задачи «сдвинуты» на предшествующую ступень образования, а старшая школа играет чисто репетиционную роль. Однако указанное различие необходимо оценивать в социальном контексте, учитывая различную долю подрастающего поколения, проходящего через старшую ступень во Франции (заметно больше половины) и в Англии (заметно меньше половины).
В условиях сложной организации профильного обучения в Великобритании важным является вопрос о профильной ориентации учащихся, об организации выбора учащимися тех или иных курсов. В английских школах действует система тьюторов – учителей-предметников, которые занимаются организационной и ориентационной работой в том или ином классе. С 13 лет учащихся начинают готовить к принятию решения относительно выбора предмета для изучения в IV классе. Профильная ориентация происходит на уроках по отдельным предметам, на уроках по профориентации, на классных собраниях с участием тьютора, на собраниях параллельных классов с участием руководителя. Большое внимание уделяется урокам профориентации. В программу профориентации включается информация о мире труда, о возможностях получения учащимися высшего и среднего профессионального образования. Помимо нацеливания учащихся на выбор той или ной профессии после окончания школы, учащимся оказывается помощь в выборе направления учёбы, в подборе предметов для изучения. При этом часть времени на уроках профориентации и на собраниях отводится на самооценку учащихся, которые должны оценить свои способности по отдельным предметам, склонности к той или другой профессии и иные качества. К концу третьего года обучения тьютором после консультаций с учащимися и их родителями составляется набор предметов для изучения каждым учеником в IV классе. Определяющую роль в выборе учащимися того или иного профиля играют тьюторы и учителя-предметники, чьи рекомендации, основанные на успеваемости учеников, оказываются решающими. Кроме того, в британских школах введена должность советника по выбору будущей профессии, консультанта по всем вопросам, касающимся дальнейшей учёбы («карьер-эдвайзер») . Безусловно, описанный опыт оказывается чрезвычайно значимым в контексте введения позиции «тьютора» в современной российской системе профильного обучения, призванного выполнять в том числе и те задачи, которые реализует его британский коллега.