Становление и развитие идеи профильной дифференциации
В приведённой выше цитате явственно прослеживается тип профильной дифференциации; этот тип – селективный (отборочный), в отличие от элективного (выборочного). В первом случае субъектом выбора профиля выступает, в конечном счёте, учредитель образовательного учреждения, а в его лице – школа; во втором случае профиль выбирает сам непосредственный потребитель образования – учащийся (или его родители). Ставшая впоследствии всемирно известной советская физико-математическая спецшкола обязана высокому качеству получаемого в ней образования не только своему «штучному» характеру (в массовой школе такой уровень образования был заведомо невозможен), но и в первую очередь своему селективному, отборочному характеру: в ней учились только те, кто успешно прошёл через серьёзные экзамены.
Однако в Законе о связи обучения с жизнью впервые ставится вопрос и об учёте образовательных потребностей учащихся и их родителей, хотя и в крайне узком аспекте – в плане выбора языка обучения: «Следует изучить вопрос о том, чтобы предоставить право родителям решать, в школу с каким языком обучения <родным или русским> отдавать своих детей Такая постановка вопроса – предоставлять родителям право решать, какой язык в обязательном порядке будет изучать ребёнок, – явится наиболее демократичной, устранит какое-либо администрирование в этом важном деле». Тем не менее таким образом был впервые поставлен вопрос о возможности элективной дифференциации, который станет основным для школьной реформы рубежа 1980–1990-х гг.