Становление и развитие идеи профильной дифференциации
Вместе с тем к началу 2000-х гг. сеть общеобразовательных учреждений, профилированных в той или иной форме, была развита недостаточно. Так, по данным А.А. Чернышева, в 2001 г. в России 69 тыс. школ, из них 5,5 тыс. школ с углублённым изучением различных предметов, 1078 гимназий и 750 лицеев. . В результате для подавляющего большинства школьников получение профильного общего образования оказывалось малодоступным, в силу чего обострились такие негативные явления, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Таким образом, в свете приоритетов, провозглашённых в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» (качество, эффективность, доступность образования) оказался необходим переход к постепенному введению всеобщего профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Профилизация школ сразу была воспринята как одно из наиболее позитивно оцениваемых обществом мероприятий модернизации образования, что связано с реальной перспективой уменьшения затрат на преодоление порога «школа – вуз», появлением нового механизма, позволяющего учесть потребности и интересы старшеклассников, и, наконец, с очевидным социально-экономическим эффектом в масштабах государства: профилированная средняя школа должна гибко реагировать на потребности отечественного рынка труда, обеспечивая «социальную адекватность» всей системы образования.