Становление и развитие идеи профильной дифференциации
Цели образования в лицее формируются вокруг трёх основных полюсов: развитие мышления; самовыражение и общение; деятельность и творчество. Лицейское образование во Франции делится на три вида: 1) общей направленности; 2) технологической направленности; 3) профессиональной направленности. Первые два направления институционально связаны (они параллельно реализуются в «лицеях общей и технической направленности»); профессиональный лицей, реализующий третье направление – самостоятельный тип общеобразовательного учреждения. По окончании всех типов лицейской подготовки возможно высшее образование.
На первом этапе в лицее общего и технического образования (1-й год обучения) учащийся завершает своё самоопределение в различных направлениях профильного обучения, что является аналогом предпрофильной подготовки в современной российской школе. На втором этапе (2-3-й годы обучения) осуществляется собственно профильное обучение, завершающееся сдачей экзамена (аналога ЕГЭ), дающего право на поступление в вузы Франции без вступительных экзаменов (исключая медицинские и фармакологические, поступление в которые осуществляется по конкурсу). Экзамен традиционно называется «бак» («бакалавриат»).
В профессиональных лицеях учащиеся одновременно с общим получают начальное профессиональное образование.
Направлений профильной специализации довольно много. В каждом конкретном лицее осуществляется подготовка по нескольким направлениям. Но все пути ведут к возможности сдачи одного из восьми типов «баков»: