Становление и развитие идеи профильной дифференциации
Собственно дифференцированное обучение, основанное на интересах и способностях учащихся, начинается, как правило, на четвертом году обучения в неполной средней школе (возраст учащихся – 14 лет). При этом около 50% времени отводится на обязательные предметы, остальное – предметы по выбору. Последние группируются в блоки, из которых учащиеся должны выбрать то или иное количество предметов. Вот типичный вариант предметов по выбору (из каждого блока учащиеся должны выбрать по 4 учебных часа):
1-й блок: физика, физическая наука, биология, естествознание;
2-й блок: география, история, религия, музыка, делопроизводство;
3-й блок: французский язык, изо и дизайн, технология, домоводство, компьютер;
4-й блок: химия, история, драма, технология, домоводство;
5-й блок: география, изо и дизайн, биология, технология, делопроизводство.
Таким образом, 20 часов в неделю занимают предметы по выбору. Остальные 20 часов распределяются по обязательным предметам: английский язык и литература (8 ч), математика (6 ч), физкультура (4 ч), религия (1 ч), курс профориентации (по 1 ч).
На второй год дифференциации обучения создаются равноценные (по уровню теоретических знаний и практических умений и навыков) отделения, углублённые по одному из научных профилей.
У каждого ученика IV класса формируется свой ИУП. Как правило, изучается один обязательный общегуманитарный курс и три предмета по профилю избранного вуза. Поощряется изучение ещё одного-двух предметов не по профилю. Таким образом профильное обучение трактуется как углублённое изучение некоторых предметов на ступени полного среднего образования при условии, что обеспечена достаточно высокая общеобразовательная подготовка по основным предметам на ступени основного общего образования (что на практике не всегда достигается).