Становление и развитие идеи профильной дифференциации
Приведём примеры предметов, изучающихся на углублённом уровне в рамках профилей. Экономико-административный профиль: география, иностранный язык, математика, история. Охрана окружающей среды: физика, математика, биология, информационные технологии .
Система профильного обучения в США имеет свою специфику, традиционно отличаясь от европейской более ранней и более широкой ориентацией на подготовку учащихся к миру труда и профессий, а также развитыми механизмами социального партнёрства и сетевого сотрудничества.
Принятая в США в 1990-е гг. концепция «Образование для карьеры» заключается в том, что любая ступень системы образования является продолжением предыдущей и подготовкой к другим и предполагает: во-первых, усиление взаимосвязи между образованием и трудом, развитие индивида в понимании этого взаимоотношения и извлечении из него личной пользы; во-вторых, создание необходимых условий для осознания каждым индивидом значения для себя труда и соотнесения конкретной трудовой деятельности со своими способностями. Одной из составляющих названной концепции является трёхнедельный опыт практической деятельности, в который включаются школьники уже с V класса младшей средней школы. Он преследует следующие цели:
– мотивационную (выработка устойчивых мотивов овладения знаниями для их использования в практической деятельности);
– профориентационную;
– социально-педагогическую (учебный труд как средство разрешения социальных проблем. В процессе учебно-трудовой деятельности школьник учится общаться со своими сверстниками и со взрослыми, начинает осознавать себя как личность, понимать окружающих его людей, т.е., речь идёт о формировании того результата образования, который в современной отечественной педагогике принято обозначать термином «ключевые компетенции». В этом аспекте анализ американского опыта, как представляется, может оказать существенную пользу развитию российской школы;