Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях

С этой целью используется модифицированный вариант социометрической методики – игра «Секрет» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина). Сопоставление полученных данных позволит проследить взаимосвязь между положением ребенка в группе и стремлением к сотрудничеству со сверстниками.

Для определения того, какими правилами и способами сотрудничества со сверстниками на занятиях владеют дети, предлагается решение условных ситуаций сотрудничества и наблюдение за поведением в них детей:

Пример диагностической ситуации «Праздничная открытка»

Содержание этой ситуации раскрывает представления детей о процессе парного сотрудничества на примере выполнения задания по аппликации.

Педагог «Представь себе, что на занятии я предложила Вам сесть парами и вместе оформить аппликацию праздничной открытки».

• С кем бы ты стал выполнять задание? Почему?

• Расскажи, как вы будете работать? Кто что будет делать?

• А можно ли было по-другому, иначе организовать эту работу? Расскажи как?

Пример диагностической ситуации «Листопад»

Данная ситуация позволяет выявить представления детей о правилах и способах сотрудничества в подгруппе (4-6 детей).

Клавиатура для ноутбука Toshiba