Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях
Сотрудничество в разных его проявлениях характеризует совместную деятельность старших дошкольников.
Субъектные проявления дошкольников в процессе сотрудничества.
Проявления сотрудничества детей со сверстниками выражаются по-разному, и связаны с особенностями самораскрытия и самореализации ребенка. Наблюдения за сотрудничеством дошкольников в подгруппах позволит выделить детей, отличающихся активностью, инициативой, в целом отношению к процессу.
Возможно, что в сотрудничестве некоторые дети будут проявлять себя как «организаторы-координаторы». Их деловые предложения в большей степени влияют на процесс решения учебно-познавательной задачи в атмосфере сотрудничества. Они ориентированы на то, чтобы, адресовать инициативы и предложения партнерам, аргументировать их, предлагать варианты, связанные с организацией совместной деятельности, использованием определенной модели. Эти дети проявляют себя как носители идей и инициаторы, предлагающие практические варианты решения задачи, и, вместе с тем, координаторы индивидуальных вкладов и действий участников, поддерживающие единый темп и ритм деятельности, атмосферу равнозначной активности партнеров. Для них характерен положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление к деловитости и справедливости, постоянная готовность дать совет, оказать реальную помощь сверстнику. В процессе сотрудничества они способны удерживать в поле зрения действия всех участников, успевая следить за качеством выполнения каждого. По ходу взаимодействия их интересует организованный путь к результату и его качество. В оценках итогового результата дети отмечают именно качественные характеристики партнеров, участвующих в его достижении. Для них является важной престижность работы группы.