Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях
- проявляли ли дети способность расценивать успех или неудачу совместного результата с позиции общей работы, испытывали ли беспокойство за его качество;
- насколько активно в процессе совместной деятельности вели диалог, что в нем преобладало просьбы, советы, сообщения, одобрения какова степень общей доброжелательности, открытости и обращенности дошкольников друг к другу.
При более точном и тщательном анализе результатов сотрудничества в диагностических ситуациях и в процессе наблюдений на занятиях предлагается использовать комплексный показатель (критерии оценки сотрудничества дошкольников), включающий три позиции:
1. Обобщенная структура совместной деятельности:
- принятие детьми цели совместной деятельности (присутствует единство партнеров в принятии цели, дети воспринимают ситуацию в целом, как ситуацию совместной задачи; присутствует частичное или формальное единство в процессе целепринятия, отличающееся тем, что в ходе выполнения задания цель проецируется на индивидуальную программу действий; дети разрозненны и индивидуализированы в принятии цели совместной деятельности, то есть цель не принимается как общая);