Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях
• Если он не понял тебя, что нужно сделать?
• Что нужно делать, если вы не согласны друг с другом, если у тебя или у твоего друга иное мнение? Как найти согласие между собой и не поссориться?
При оценке ответов детей на вопросы, предложенные в описанных ситуациях, рекомендуем ориентироваться на следующие показатели:
• адекватность представлений детей о правилах и способах сотрудничества, что значит соответствие содержания представлений их сторонам, существенным особенностям и их объем;
• осознанность, то есть соответствие детских представлений о правилах и способах сотрудничества поставленным в содержании ситуаций задачам;
• доказательность или умение обосновать, аргументировать, соотносить определенную ситуацию сотрудничества и необходимость применения в ней того или иного правила.
Необходимо организовывать наблюдение за реальным взаимодействием детей между собой на разных видах занятий, а также это можно сделать в специально разработанных нами практических экспериментальных ситуациях сотрудничества.
Пример диагностической ситуации «Составим картинку»
Педагог паре детей предлагает вместе составить картинку, используя набор пазл. Данная ситуация предполагает, что каждый ребенок – участник деятельности выполняет свою работу индивидуально (составляет из разрозненных картинок половину целого изображения) и на завершающем этапе участники объединяют свои элементы в общую композицию.