Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях

Далее можно задать следующие вопросы:

• Какие занятия тебе нравятся больше: те, где ты выполняешь задание один или те, где выполняешь задание вместе с другими детьми?

• С кем из детей ты чаще вместе выполняешь задания на занятиях? Почему?

• После занятий с кем из детей тебе больше нравится играть? Почему?

• Если тебе хочется сделать большую красивую работу, ты будешь делать ее один или позовешь друзей? Почему? Кого из детей ты пригласишь?

• Лучше или хуже у тебя получится, если ты выполнишь работу со своим другом?

• Если вы будете делать работу вместе, вы будете помогать или мешать друг другу?

• Как вы будете договариваться, распределять работу между собой?

• С кем бы тебе хотелось выполнить работу? Почему?

Ответы детей на предложенные вопросы помогут оценить отношение детей к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, а также позволят определить или уточнить, кому из сверстников ребенок особенно симпатизирует, с кем предпочитает заниматься, играть, каковы субъективные критерии выбора партнера для совместной деятельности на занятии.

Полученные ответы детей сопоставляются с результатами социометрического эксперимента для определения социально-психологической характеристики группы детей и положения ребенка в системе личностных взаимоотношений. Поскольку исследовать особенности сотрудничества невозможно в отрыве от изучения особенностей группы детского сада.