Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях
Для практикования дошкольников, в применении более разнообразных речевых конструкций, необходимых для согласования, полезно использовать инсценировки с полюбившимися детям игровыми персонажами, совместно составлять варианты диалогов по картинкам, где дети выполняют задание вместе («Подумай, что дети говорят друг другу. А что бы ты сказал в этой ситуации …»).
Существенно, чтобы сам воспитатель входил в сотрудничество в качестве равноправного партнера. Стержнем, пронизывающим взаимодействие с дошкольниками являлся бы постоянный обмен информацией, предполагающий взаимопонимание, учет позиции каждого участника, согласованное распределение прав и ответственности между партнерами.
Использование предложенных диагностических методик позволит получить целостную картину, отражающую особенности сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях и оценить готовность педагогов к его развитию.