Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях
Наблюдается планирование совместных действий участников, выделение собственной функции вслед за определением сверстника, характерна очередность информационного обмена и следующих за ним практических действий.
Прослеживается единство участников взаимодействия на этапе принятия цели. Дети воспринимают друг друга как партнеры совместной деятельности. Вносят предложения, коротко обсуждают их. Внимательно отслеживают выбор цвета, место для расположения элементов узора. По ходу работы поочередно предлагают друг другу элементы для рисования узора, зрительно сверяют особенности изображения.
Реплики носят характер предложения, иногда презентации действий, их комментирования. Характерно обогащение невербальных средств коммуникации. Дети соединяют перчатки, чаще и внимательнее зрительно сравнивают узоры, показывают карандашом место, где хотят разместить, тот или иной элемент узора. Эмоциональный фон можно определить как положительный. В мимике чаще присутствуют улыбки в адрес партнера, для поз характерна большая открытость и раскованность. Закончив рисовать узор, участники молча рассматривают, что получилось, с удовольствием любуются результатом совместной деятельности.
Клавиатура для ноутбука Fujitsu Siemens