Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях

3) Равенство – диалог участников в процессе совместной деятельности, который предполагает уникальность каждого участника, их принципиальное равенство по отношению друг к другу.

Партнеры начинают действовать собранно, быстро и слаженно. Перед тем как приступить к изображению узора договариваются (перешептываются). Обсуждают последовательность действий, что определяет их дальнейшую упорядоченность. По ходу выполнения задания вносят дополнительные предложения и изменения. Отмечают неточности и ошибки друг друга, указывают на возможность и способ их исправления, предупреждают об окончании работы. Это отражает согласованность, взаимную обусловленность действий участников, их гармоничное сочетание. Оценивая результат совместной деятельности, одним из условий успешности называют предварительное обсуждение, договоренность между партнерами.

Эмоциональный фон положительный. Речь детей свернута. Присутствуют интонации делового общения. Например, «Сначала вот так нужно. Смотри, здесь дорисуй облака и точки». Применение невербальных средств коммуникации направлено на пояснение выполняемых каждым партнером действий (показ направления узора в воздухе и т. д.). Оценивая результат деятельности, дошкольники отмечают неточности у себя и партнера, дают пояснения, как их нужно было избежать. Выражают удовольствие и радость от процесса и результата совместной работы, проявляют настойчивое желание выполнить еще какое-либо задание вместе.

Данные примеры поведения детей убеждают в том, что взаимоотношения дошкольников в совместной деятельности можно рассматривать как проявление коммуникативной культуры, единство операционального и эмоционального компонентов.

pc-service.kz