Педагогическое конструирование учебных
Исследователи, анализирующие эвристические приемы, выделяют три вида допущений, используемых в поисковой деятельности: эвристику до конца, эвристику от противного и аналогию, которая основана на том, что путем исследования некоторой упрощенной модели можно сделать выводы относительно системы, которая отображена в модели. Структура эвристического поиска такова:
1) рабочее допущение; снятие некоторых ограничений в задаче и выбор «временного» варианта решения;
2) проигрывание возможностей; вывод, следствие из принятого допущения;
3) возвращение к основной задаче — сопоставление информации, полученной в процессе проигрывания возможностей, с исходными требованиями.
Именно таков и путь решения рассматриваемой нами задачи: предварительный выбор варианта А или Б, прогнозирование последствий в развитии школьного образования по варианту А и по варианту Б , возвращение к основной задаче «Каковы перспективы развития школьного образования?» и к анализу исходных данных .
Третья цель состояла в том, чтобы обучить студентов конструированию подобных задач. Для этого был проведен анализ хода решения проблемной задачи и применялся самоанализ. Следует заметить, что сама по себе рефлексивная деятельность представляет большую ценность в освоении студентом профессиональных видов деятельности.
В результате анализа содержания задачи и последовательности действий, направленных на ее решение, был выработан план составления аналогичных задач и разработано следующее алгоритмическое предписание «Инструкции составления задач теоретического типа»:
1. В содержании теоретических задач на выбор решения должна быть изложена теоретическая мысль .
2. Предлагается несколько вариантов освещения теоретической проблемы. Желательно, чтобы каждое из предлагаемых теоретических суждений содержало элементы истины. Не следует предлагать абсолютно неправильное решение проблемы. Предлагаемые варианты решения задачи должны отражать существующие в жизни, в науке, в реальности. Решение такой проблемной задачи носит концептуальный характер.