Педагогическое конструирование учебных
Рассмотрим задачу проблемного направления, позволяющую варьировать степень детерминации способа решения.
Задача: Прочитайте текст.
«Категории "цель", "содержание", "метод" и "организация" обозначают основные элементы отношения между целью и средствами. При таком подходе содержание, метод и организация являются средства-ми дидактической реализации цели» .
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Как понимать отношение между целью и средствами на основе категорий «цель», «содержание», «метод» и «организация»?
2. Раскройте, как складывается отношение между целью и содержанием.
3. Объясните отношение между целью и методом.
4. Определите отношения между содержанием, методом и организацией.
Как видим, эта теоретическая задача состоит из нескольких звеньев-задач, подводящих к решению проблемы. Степень сложности задачи уменьшается сверху вниз. Если порешать все задачи, то начинать нужно с нижней, а если усложнить задачу, то чем выше уровень, тем сложнее найти правильное решение. Преподаватель может указать, как решать задачу, а обучающиеся, если не дается это дополнительное указание решения, ведут его сверху вниз, от самой сложной к более легкой. Если не удается решить задачу на самом верхнем уровне, обучающиеся пытаются решить ее, начиная с более низкого уровня. По уровню, с которого обучающиеся в состоянии решить задачу, можно судить об их индивидуальной подготовленности относительно других учащихся в группе или на курсе. В дальнейшем преподаватель сможет ориентироваться на учебные возможности обучающихся при составлении других задач и индивидуализации обучения.