Педагогическое конструирование учебных
Поскольку педагогика — это наука об управлении обучением и воспитанием, то естественно ожидать, что обучение студентов теоретическим и экспериментально-научным методам профессиональной деятельности является главным направлением в организации учебной деятельности студентов педагогических вузов. В связи с этим профессиональная направленность проблемных творческих заданий связана не только с ориентацией студентов на изучение теоретических основ образования и воспитания, но и с изучением методики конструирования педагогического процесса, формированием у студентов профессиональной и психологической готовности к педагогической деятельности.
Отбор заданий основан в первую очередь на специфике учебного материала и направлен на выполнение главной функции этих заданий — сформировать у студентов глубокие знания и теоретический стиль мышления. В основе педагогического цикла наук лежит задача: обеспечить формирование профессиональной деятельности посредством деятельностно-личностного подхода к студентам в обучении, включить всех студентов в активный познавательный процесс; создать оптимальные психолого-педагогические условия для развития максимальной самостоятельности студентов и реализации их творческих способностей.
Второй дидактический критерий, служащий основанием для отбора учебно-исследовательских заданий, составляет уровень подготовленности обучающихся к выполнению предложенных заданий. Имеется в виду сформированность у студентов системы знаний, их состав и структура и система умений, необходимых для того, чтобы производить операциональные, умственные и практические действия.
Для проектирования логической структуры текста заданий следует предусмотреть конкретные психолого-педагогические условия, в которых будет протекать учебный процесс. Необходимо предрешить способ включения в задание вопросов и указаний, а также суждений, направляющих действия обучающихся. Следует предусмотреть также, каков уровень развернутости инструктивной части задания, иными словами, какова помощь преподавателя, выраженная в задании посредством инструкции . Известно, что чем выше уровень подготовленности обучающихся к решению задачи, тем более свернутыми могут быть рассуждения и, следовательно, тем менее подробными будут указания и система вопросов, включенных в задание в качестве методической помощи.