Педагогическое конструирование учебных
Чем выше уровень восприимчивости обучающихся к знаниям, тем менее подробной может быть инструкция к заданию. Поэтому в задании могут проектироваться пропуски в логике рассуждения, требующие от учащихся догадки, интуитивного поиска, которые, в свою очередь, связаны с явлениями скачка, перескока в логике познания.
Педагогическое решение о том, какова должна быть структура задания, зависит от содержания конкретного вопроса, изучаемого учащимися с помощью задания, и от информационной емкости задания. В задание включается некоторая сообщающая часть, вводится ряд понятий и даются некоторые суждения. Очень важно установить, в чем должно состоять содержание новой учебной информации, которую ученики получают впервые, какая информация составляет повторение уже известного знания, какие опорные знания имеются у учащихся, которые могут быть использованы в процессе решения задачи, эвристического задания.
Для этого требуется произвести анализ информации, определить ее связи в системе понятий, в общей системе информации, изучаемой студентами. Иначе нельзя проектировать управление познавательным процессом адекватно поставленным целям и условиям, в которых протекает учебный процесс. Необходимо также знать существующие в науке соотношения научных категорий знаний. На основе этого анализа можно приступить к проектированию проблемного задания, которое будет стимулировать самостоятельность студентов в составлении рабочей программы познавательных действий, в осуществлении переноса знаний в новую ситуацию, в нахождении адекватных методов познания, в построении гипотезы решения и способов ее проверки.
Такой же дидактический расчет в отношении содержания и структуры задач производится в плане индивидуализированного обучения, когда предусматриваются личностные психологические особенности, связанные с общим уровнем эрудиции студентов в области конкретной науки и психологическими особенностями, с общей информационной осведомленностью и интеллектуальными способностями обучающихся, обусловливающими в целом уровень восприимчивости к новым знаниям или уровень их обучаемости. В соответствии с этими особенностями определяется степень сложности задачи. Итогом этой методической работы является степень индивидуальной трудности задачи для конкретных студентов.