Педагогическое конструирование учебных
Основная дидактическая функция учебно-исследовательских заданий состоит в том, чтобы организовать учебно-поисковую деятельность, имеющую структуру исследования. В ходе такой деятельности складывается исследовательский стиль мышления, развиваются гибкость ума, самостоятельность, широта и глубина мышления, его критичность. Реализация этой функции основана на дидактических принципах управления познавательным процессом. Посредством методики обучения конкретному учебному предмету происходит процесс обучения, производится отбор учебно-исследовательских заданий, определяется их структура, разрабатывается методический аппарат, который выполняет роль дидактического средства воздействия на обучающихся.
Кратко остановимся на самом термине «учебно-исследовательские задания». Сам по себе термин не новый. Он широко известен в педагогической, методической литературе. Мы применяем его, чтобы указать на его отличие от общепринятых терминов «учебное задание» и «учебная задача». Дидактический смысл обсуждаемого термина заключается в том, что такое задание имеет проблемную структуру и, следовательно, ориентировано на педагогическую организацию учебного исследования, спроектированного в логике требований и условий задачи и инструкции к заданию, т. е. управления со стороны педагога.
Особое внимание следует уделить вопросу проблемности и сложности учебно-исследовательских задач-заданий . Это направление в исследовании задач смыкается с вопросом отбора содержания задач и построения их структуры. На основе этих исследований формируются дидактические основы методологического управления процессом решения. Связано это с тем, что проблемность задания или задачи определяется с позиции общедидактических закономерностей учебно-педагогического процесса. Созданные в задачах противоречия между неизвестным и уже известным для обучающегося составляют необходимое рассогласование между требованиями задачи и имеющейся информацией, которое является движущим началом для учебного познания.