Педагогическое конструирование учебных
В качестве проблемных заданий можно выделить такие, в которых степень детерминации учебной деятельности зависит не только от условий задания, в них содержатся указания по решению студентами проблемы. Детерминация учебной деятельности зависит от конкретности указаний, которые могут иметь функцию прямого руководства познавательной деятельностью или косвенно выполнять эту же функцию путем адаптации условий задачи к поведению обучающихся. Возникающая в этом случае ориентация при решении задачи основана на выборе последующих шагов действий. Если превратить каждый шаг решения задания в задачу, то возникает одна сложная по составу задача-проблема, в которой управление учебной деятельностью будет осуществляться посредством системы подзадач, постепенно ведущих обучающихся к решению поставленного вопроса. В данном случае можно говорить о системе задач или одной сложной задаче, содержащей внутри себя серию подзадач, каждая их которых последовательно обеспечивает продвижение к общей цели.
Такие задачи редко применяются в практике из-за их неразработанности в технологии обучения, но они приносят несомненную пользу и дают большой эффект. В методике их использования также содержится ряд преимуществ, ибо педагог может варьировать их сложность с помощью включения и пропуска промежуточных звеньев задачи, отдельных подзадач. Тем самым и студенты либо сами могут пропустить отдельные звенья задачи для решения центральной задачи, либо идти по всем ступеням решения.
Активная форма самоуправления своими действиями позволяет правильно оценить свои учебные возможности и открывает путь для самосовершенствования. В то же время преподаватель может регулировать познавательную деятельность, увеличивая и уменьшая количество необходимых задачных шагов в целях решения центральной проблемы. В связи с этим возможен и индивидуальный подход в управлении познавательной деятельностью студентов путем адаптации задания к уровню подготовленности каждого студента. В этом состоит активная форма стратегии и тактики педагогического руководства. Причем каждый студент сохраняет активность в обучении, так как задача становится ему посильной, но требующей мобилизации знаний и интеллектуальных усилий.