Педагогическое конструирование учебных
Отбор предметного содержания заданий производится таким образом, чтобы оказалось возможным построить учебную проблему, которую можно решить посредством исследования, в ряде случаев экспериментальным путем, а в других — теоретическим.
Кроме того, желательно, чтобы в целевую установку предлагаемого задания были включены задачи по формированию у студентов исследовательских процедур, исследовательских умений в области профессиональной деятельности. Среди традиционно применяющихся заданий этот момент не всегда рассматривается отправным. Решение этого вопроса в конечном счете должно определяться содержанием конкретного учебного материала и выбором педагогической стратегии обучения студентов. Исследовательские методы и процедуры определяются в зависимости от программы целей, связанной с развитием учебно-исследовательской и профессиональной деятельности студентов. Важно, чтобы задания включали вопросы и указания, которые были бы направлены на выполнение конкретных и общенаучных исследовательских процедур и развитие собственно профессиональных умений.
Приведем несколько примеров, на которых покажем, как это делается.
Одной из основных исследовательских процедур является построение гипотезы и ее проверка. Среди учебно-исследовательских заданий должны быть специальные задания, направленные на формирование у учащихся умения построить гипотезу и организовать ее проверку.
Пример такого задания из школьного курса биологии:
«Как вы думаете, каково действие света на увеличение массы зеленого растения?»
В задание включаются указания следующего типа.
Предположите по меньшей мере две возможности.