Педагогическое конструирование учебных
Объективная сложность задачи определяется составом ее компонентов, их структурными связями, числом этих компонентов и их изменчивостью, а также степенью неопределенности. Так, например, в приведенной задаче на выбор решения относительно оценки тенденции развития школьного образования компонентами задачи являются два противоречивых утверждения: школа изменяется — школа не изменяется ; источником развития школы является развивающееся общество — развития не происходит, школа всегда была самой демократической, и поэтому источника, стимула к ее развитию нет . Кроме того, есть еще дополнительные данные, аргументирующие оба варианта: разные исторические периоды порождали свою стратегию обучения и воспитания детей в школе; школьное образование не имеет связи с историческими условиями развития общества, поэтому оно всегда гуманно и демократично.
Вся совокупность информации, представленной в свернутой форме, рассматривается как задача, в том числе и основная ее часть, и аргументирующая. Сложность задачи определяется предметом обсуждения, в данном случае он представлен как процесс развития образования, имеющий глобальный характер. Это закономерности развития общества и школы и прогнозирование дальнейшего состояния школьного образования.
Сложная задача или простая? Ответ не однозначен. Он зависит от ряда факторов. И прежде всего от того, в каком ряду рассматривается эта задача. Она может представлять субъективную сложность тем студентам, которые в информационном или интеллектуальном плане не подготовлены к ее решению.
Чтобы упростить данную задачу, можно расширить аргументацию, конкретизацию ее за счет примеров или фактов, снять противоречивость аргументации и излишние рассуждения , развернуть рассуждения, перевести их в конкретную плоскость события , раскрыть тенденции развития школы, назвав их источники более определенно, и т. д.