Педагогическое конструирование учебных
Теперь выразим одну из гипотез в форме рассуждения: «...если... тогда...»
Используем гипотезу для планирования контролирующего эксперимента.
Так как гипотеза помогает истолковывать ожидаемые результаты эксперимента, попробуйте, используя гипотезу, это сделать.
Насколько пригодными оказались ваши предположения в связи с результатами эксперимента, проведенного на основании гипотезы?
Приведенные указания в задании имеют следующие функции: ориентировать учащихся на исследовательские процедуры и быть предметом изучения наряду с основным вопросом, поставленным в задании. Такое задание дополняется другими, цель которых — получение предметной информации.
Приведем аналогичное задание из области педагогики:
«Как вы думаете, влияет ли имеющийся у учеников уровень восприимчивости к новой информации на формирование у них научных понятий?» Еще одно: «Если методикой обучения будет предусмотрена только репродуктивная деятельность учащихся, то как это скажется на формировании личности?» И последний пример: «Если в процессе обучения преподавателем не будет осуществляться диагностическая функция, то каковы могут быть последствия развития учебной деятельности?»
Задачи можно методически обработать, включив в них требования и указания на необходимость построить альтернативные гипотезы и проследить развитие событий путем прогнозирования результатов. Это и есть мыслительный эксперимент, построенный на основе предположения способа решения и его анализа, решения, предполагающего конкретные допущения и мысленное гипотетическое развитие явления.