Педагогическое конструирование учебных
По степени обобщенности цели и критериев оценки педагогической проблемной ситуации Ю. Н. Кулюткин выделяет три уровня проблемных задач: к первому относятся задачи и ситуации, связанные с определением перспектив развития, обучения и воспитания человека; второй уровень составляют задачи, касающиеся общих принципов и стратегии решения проблемных ситуации. На третьем уровне находятся проблемные ситуации, задачи, которые образуют конкретные педагогические и учебные ситуации.
Можно составить типологию проблемных задач и по другим параметрам, выделить задачи на распознавание, конструирование, объяснение и доказательство.
Для первой группы заданий характерно следующее: в качестве искомого в этих задачах выступает один из компонентов системы объектов, его значение определяется отношением, которое присуще данной системе. Вторая группа задач состоит в том, что искомым выступает та или иная система, а ее функции описаны в требованиях задачи. Третья группа задач отличается тем, что в качестве искомого выступают связи и зависимости между некоторыми фактами и явлениями, а также внутренние отношения, определяющие качественную природу объекта.
Например: «Выделите в процессе обучения, протекающем на уроке, такие дидактические приемы, которые были использованы учителем для стимулирования активности учащихся» . Пример на объяснение: «Как вы считаете, почему учитель сегодня на уроке провел самостоятельную работу учащихся, а не изложил содержание нового учебного материала сам?» Пример на доказательство: «Приведите примеры из методики урока, доказывающие, что в стратегии обучения был учтен принцип доступности». Примеры на конструирование: «Составьте фрагмент урока, в котором будет представлена индивидуальная работа с учащимися» или «Разработайте логическую структуру урока, посвященного формированию конкретного понятия с применением научного эксперимента».
Систематизация задач может быть произведена на практике на основе методической конструкции требований, включенных в задачу, и конкретного содержания задачи, связанного со спецификой науки. Поэтому, например, для экспериментальных наук можно говорить о специальной группе экспериментально-исследовательских заданий, а для теоретических — о теоретико-экспериментальных заданиях.