Педагогическое конструирование учебных
При методической разработке экспериментально-исследовательских задач целесообразно выделить следующие типы заданий:
задания на описание явлений, процессов, которые можно пронаблюдать в эксперименте;
задания на экспериментальное выявление и доказательство правила, закона, элементов теории;
задания на экспериментальную проверку уже известного правила, закона, элемента теории;
задания на описание и анализ наблюдаемых явлений и процессов, выделение закономерных связей;
задания на теоретическое обоснование известных научных фактов и др.
В качестве учебно-исследовательских заданий по педагогике и частным методикам могут рассматриваться задания всех типов. Теоретическими являются задания: связанные с целеполаганием, разработкой конкретных целей обучения, задачами воспитания и развития обучающихся на предметном материале; по структурированию учебного материала в связи с развитием общенаучных и конкретных научных понятий в учебной программе; по конструированию специальных структур учебного материала в целях реализации различных стратегий обучения; по конструированию и выбору методов обучения, в том числе учебно-исследовательских задач и заданий, и т. д.
Аналитические задания предполагают изучение педагогических явлений, проверку гипотетических теорий, выяснение закономерностей учебно-педагогического процесса, доказательство и объяснение известных научных принципов, правил, законов. Они играют большую роль в организации учебно-исследовательской профессионально-педагогической деятельности студентов. Требования, включенные в эти задания, предполагают сочетание теоретических и экспериментальных способов, исследовательской деятельности. Примером может служить следующее задание, направленное на анализ способов педагогического управления познавательной деятельностью учащихся на уроке.
От студентов требуется произвести анализ процесса обучения на уроке, выделить дидактические приемы, стимулирующие виды репродуктивной и продуктивной деятельности, записать их и со-отнести с видами учебной деятельности, обозначив соответствующими цифрами, определяющими вид учебно-познавательной деятельности учащихся.