Развитие образования в Японии
В IV в. на территории нынешней Западной Японии сложился племенной союз Ямото, на основе которого позднее появилось государство по китайскому образцу с централизованным бюрократическим управлением. В социальном и экономическом отношении это была крепостническая система, подобная древним египетским династиям. С приходом к власти воинских династий Бакуфу и Камакура в Восточной Японии к XII столетию укрепились феодальные отношения, которые продолжались примерно девять столетий. Материальная и духовная независимость крестьян от их лордов все более усиливалась. Религиозные преобразования, начатые введением буддизма и синтоизма в XIII в. и крестьянские волнения, которые продолжались вплоть до XIX в. - таковы основные вехи древнего и феодального периодов на фоне которых развивалась теория и практика воспитания молодого поколения в Японии.
Человек рождается физически и умственно неразвитым. Следовательно, можно предположить, что даже в наиболее примитивном человеческом сообществе складывались свои способы воспитания и обучения молодого поколения, и нет оснований полагать, что доисторическая Япония была исключением.
Глиняная фигурка или «волшебная кукла» по имени Догу, найденная в руинах Мията (III в. до н.э.) в районе Токио, изображает мать, нежно прижимающую младенца к груди. Другая Догу - глиняная фигурка взрослого, несущего ребенка на спине, и маленькая игрушка из глины, похожая на погремушку, также найдены во многих районах страны. Все они реликвии первобытной Японии.
Раскопки III в. до н.э. обнаруживают также деятельность древних «домов молодежи». В этих домах воспитывалась молодежь и маленькие дети в сельских районах. Здесь же дети занимались ремесленничеством, которое началось в VI или VII столетиях в городах. Эта практика продолжалась до эпохи Эдо (XVII-XIX вв.), а в некоторых областях даже до XX столетия.