Развитие образования в Японии
В Кодексе объявлялось о намерении правительства распространить образование, говорилось о том, что право на образование должно быть доступно для всех без исключений. «В будущем не должно быть ни одной общины с неграмотными семьями, ни одной семьи с неграмотными членами». Подчеркивалась ответственность родителей за образование своих детей: «Каждый родитель и опекун должен воспитать своих детей, дать им возможность получить образование, посещать школу».
Хотелось бы подчеркнуть, что начиная с этого времени образование, подобно воинской службе, рассматривалось как долг каждого гражданина Японии, причем долг и по отношению к себе и по отношению к своим детям.
Кодекс состоял из 213 разделов, в которых были четко обозначены цели и задачи для начальной школы, общеобразовательной средней школы, университета, некоторых типов профессиональных школ, а также правил обучения за границей.
Согласно Кодексу страна была поделена на восемь университетских территорий. Каждая из них делилась на 32 района со средними школами, и в каждом из этих районов должно было быть по 210 микрорайонов с начальной школой. В итоге следовало построить 256 средних и 54 760 начальных школ.
В офисе каждого университета существовал школьный отдел, руководители которого контролировали школьные дела, следили за тем, чтобы все дети ходили в школу.
Начальная восьмилетняя школа состояла из двух частей, младшей и старшей, в которых обучались по четыре года. Ученики должны были сдавать экзамены при переходе из класса в класс.
Таковы некоторые характеристики оригинала Кодекса, которых не было в более поздних изданиях. Таким образом, на смену школьной системе эпохи феодализма - отдельно для элиты и отдельно для простонародья - создавалась единая система школьного образования для всей нации.