Развитие образования в Японии
Аринори подчеркивал, что профессия учителя священна, что преподаватели начальной школы должны быть «слугами образования», «священниками от образования», посвятившими свою жизнь обучению и воспитанию молодых поколений. Поскольку считалось, что нравственное поведение учителя намного важнее, чем его знания и педагогические способности, постольку в педагогических училищах была введена система обучения, подобная военной. Будущие учителя жили в казармах, вся их жизнь была регламентирована, как в воинских частях.
Поведение ученика начальной школы стало оцениваться так же, как и его знания по учебным предметам. Учение Гербарта о том, что конечной целью образования является формирование сильного характера, оказало существенное влияние на японское образование рубежа веков. Начальная школа Японии этого времени выполняла ту же функцию, какую церковь выполняла в западных странах.
В XX столетии, избежав участи подчиненной страны, Япония заняла достойное место среди империалистических государств. Приблизительно в это же время школьное образование подвергалось острой критике за то, что личность ученика игнорировалась, а методы обучения вырождались в формализм. В этой ситуации движение за новое образование, которое возникло в Европе и Америке оказало сильное влияние на Японию.
Следует, однако, иметь в виду, что движение за прогрессивное образование, возникшее в Японии в начале XX в., было результатом не только влияния европейского и американского педагогических движений, это было также возвращение к традиционному японскому образованию. Об этом, в частности, свидетельствует движение, получившее название «Сочинения о жизни».
Ашида Эносуке был одним из основателей этого движения. Он преподавал в элементарной школе при Токийском высшем Педагогическом училище, центре исследований в сфере образования того времени. Он утверждал, что как бы добросовестно ни учились дети, их знания со временем забываются из-за отрицательного отношения к учебе вообще. Школьники не понимают, для чего они должны учиться. Эносуке предложил метод воспитания, который должен был заинтересовать детей.