Развитие образования в Японии
В Японии появилась группа педагогов, которые в процессе критики довоенного воспитания обратились за подкреплением своих позиций к советской педагогике. Наиболее привлекательным в советской педагогике были ее гарантии обеспечить развитие всех без исключения детей и молодежи, независимо от темперамента и способностей. Привлекала их и советская школьная система, в которой эти цели реализовывались. Рассматривая свободу личности как данность, приверженцы советской педагогики полагали, что формирование самоуправления коллективов является наиболее привлекательным путем и для создания нового общества и для выдвижения новых целей воспитания. Они с энтузиазмом изучали труды Н.К. Крупской и учение А.С. Макаренко.
Особенно привлекали японских педагогов соображения советских корифеев педагогики о роли коллектива в воспитании личности. Теория коллектива получила широкое признание в Японии в связи с тем, что она обеспечивала независимость образования и воспитания детей и молодежи от административного давления и она была адаптирована в Японии с характерным для японцев упором на гармонию внутри группы.
Проблема, которая решалась благодаря изучению американского и советского опытов школьного дела, была одна и та же: создать такую систему образования, которая формировала бы поколения новых граждан демократического общества, где личность каждого человека была бы глубоко уважаема.
В конце 80-х годов в Японии прошла последняя реформа школы, которая ставила перед собой следующие цели: более интенсивно формировать у молодежи групповое сознание; усилить «интернациональное» воспитание в связи с расширением международных контактов и, наконец, воспитывать подрастающее поколение в духе национальных традиций. Последнее должно формировать национальное самосознание, способное противостоять возможным «разрушительным» иностранным влияниям.